
Конференция «Ломоносов 2018»

Секция «Телевидение»

Телевидение и общество в эпоху политического противостояния марта 1989 -
декабрь 1991 гг.

Научный руководитель – Шевелев Григорий Александрович

Дудорова Ангелина Сергеевна
Студент (магистр)

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия
E-mail: lada.92@bk.ru

Забастовки и митинги, Съезды народных депутатов, признание суверенитета Союзны-
ми республиками, отмена 6-й статьи Конституции СССР, обмен купюр и реформа цен,
референдум о сохранении Союза ССР, путч [3] - события, изменившие жизнь страны,
естественно, нашли свое отражение в различных телевизионных передачах. Несмотря на
кадровые перестановки в структуре телевидения, политическое давление и редакторские
правки, некоторым журналистам в своих передачах все же удавалось показать действи-
тельное положение дел в стране. В работе будет представлен анализ изменений в структуре
телевидения под воздействием заданного политического курса и сопоставление программ,
посвященных одному и тому же событию.

Изменения в структуре телевидения 1989-1991 годов можно разделить на две части:
первая - преобразование редакций в производящие компании, некоторые из которых впо-
следствии стали вещательными, вторая - кадровые перестановки в структуре телевидения.

К 1989 году уже созданы негосударственные телеобъединения «НИКА-ТВ», «АТВ»,
"ВИД", «Авторское телевидение». В. Ананич в 1989 г. создаёт творческо-производствен-
ное объединение «Видео-кино-телевидение», преобразованное через год в телекомпанию
«Ваше коммерческое телевидение». А в 1990 году Главная редакция молодежных про-
грамм была разделена на Студию «Эксперимент» и «Новую студию». В этот же период
появляется Главная редакция международной жизни, а учебное вещание практически пре-
кращает свою работу. По инициативе И. Лесневской и Д. Лесневского в августе 1991 года
возникает телекомпания Рен-ТВ.

Существенные изменения происходили и в руководстве Гостелерадио СССР. За шесть
лет, до февраля 1991 года, на посту руководителя советской системы телевидения и радио
сменилось три её руководителя. Если сопоставить периоды их руководства, в частности
телевидением, с возрастанием политической напряженности в стране, то можно увидеть
некую закономерность в такого рода перестановках. А.Н. Аксёнов (1985 - май 1989) сме-
няет С.Г. Лапина на волне провозглашенной М.С. Горбачёвым «перестройки и гласности»
и ослабления цензурного контроля. Ненашев М.Ф. (май 1989-ноябрь1990) призван руко-
водством партии, чтобы навести порядок на телевидении и радио. Его сменяет Кравченко
Л.П. (ноябрь 1990 - 8 февраля 1991), который стремится реформировать телевидение [2].

Частична демократизация эфира привела к тому, что события, происходившие в стране,
представлялись в телевизионных программах противоречиво. В работе будет представлен
сопоставительный анализ трех программ ("Время", "ТСН", "Факт"), посвященных изъя-
тию из обращения и обмену 50- и 100-рублёвых купюр. Программа «Время» дает несколь-
ко интервью с чиновниками, которые расплывчато отвечают на вопросы. Гости програм-
мы стремятся убедить зрителей в том, что эта реформа проводится на благо простых
граждан и только так можно нанести удар по теневой экономике. А в передаче «ТСН»
представлен репортаж о том, как «теневики» меняют деньги на улицах, а представите-
ли правоохранительных органов никак не препятствуют этим действиям. В телестанции
«Факт» поднимается вопрос о людях, которые по тем или иным причинам не могут прийти

1



Конференция «Ломоносов 2018»

в банк и обменять деньги в установленный трехдневный срок. Очевидно, что представ-
ленные выше сообщения во многом противоречат репортажам и интервью, показанным в
программе «Время». Рассмотрев событие с разных точек зрения, можно сделать вывод о
том, что реформа наносит удар не по теневой экономике, а простым гражданам.

Телевидение исследуемого периода парадоксально. На протяжении 1989 - 1991 годов
оно оставалось в поле государственной власти, но при этом в его эфир выходили передачи,
критикующие действия правительства. Некоторые журналисты пытались демократизиро-
вать вещание, при этом находясь под контролем Центрального комитета ЦК КПСС, от-
дела Пропаганды и отдела Международной информации. Председатели и их заместители
периодически цензурировали передачи демократического толка, а создатели этих передач
рассказывали о правках в прессе. Лозунг «Гласность» долго оставался только словом, по-
тому что на серьезные изменения требовалось время, однако этот лозунг был поддержан
народом и любые посягательства на честность и правдивость телевизионных программ
вызывали негодование в обществе. В работе будет показано, как политическая борьба
радикальных и консервативных групп и противоречия в обществе отразились на телеви-
дении. Ведь именно эти процессы вызвали кадровые перестановки, создание независимых
производящих компаний, изменения в структуре эфира и противоречивые репортажи об
одних и тех же событиях.

Источники и литература

1) 1. Борецкий Р. А. Беседы об истории телевидения: лекции, прочитанные на факуль-
тете журналистики МГУ в феврале-мае 2010 г. М., 2011.

2) 2. Егоров, В.В. Телевидение: страницы истории. М., 2004

3) 3. Согрин, В.В. Политическая история современной России: 1985-2001: от Горбачева
до Путина. М., 2001

2


